Табл. 1. Примерный перечень требований
к руководителю подразделения компании
№ п/п
|
Критерий
|
Содержание
|
1
|
Мотивация к труду
|
Интерес к предмету
труда, профессиональным проблемам
|
Ориентация на
достижение успеха
|
Стремление к
карьерному и профессиональному росту
|
2
|
Использование властных полномочий
|
Управленческая
компетентность (организаторские способности; понимание своих полномочий как
части управленческой иерархии компании; грамотная расстановка кадров
подразделения; персональная ответственность за принятые решения и пр.)
|
Навыки лидера
|
3
|
Профессионализм
|
Наличие необходимого
образования
|
Наличие необходимого
профессионального стажа, опыта работы (в отрасли, на руководящей
должности и т. п.)
|
Профессиональные
достижения
|
Видение перспектив
развития компании
|
Уровень
профессиональной подготовки (ЗУН)
|
Самостоятельность в
принятии решений и умение их реализовывать
|
Умение вести
переговоры, аргументировать и отстаивать свою позицию
|
Стиль работы;
работоспособность
|
4
|
Личные качества и потенциал
|
Развитый интеллект
|
Коммуникативная
компетентность
|
Высокая способность
к адаптации
|
Готовность к
конструктивным конфликтам в интересах сотрудников своего подразделения и
конечных результатов работы в целом
|
Готовность к
обоснованному риску
|
Нервно-психическая и
эмоциональная устойчивость
|
Воля
|
Честолюбие
|
Открытость,
внимательность, честность, тактичность, оптимизм, решительность, наличие
чувства юмора, умение слушать других
|
Табл. 2. Критерии
оценки должностей
Критерий
|
Требования
|
Особенности поведения
|
Выполнение
стандартов поведения, влияющих на эффективность работы (применяется для
оценки персонала, имеющего непосредственные контакты с клиентами). Требуется
предварительный анализ деятельности
|
Эффективность деятельности
|
Оценка эффективности
принятых сотрудником решений и предпринимаемых действий. Методы измерения:
экспертная оценка руководителя, оценка экономической эффективности, оценка
удовлетворенности клиентов
|
Уровень достижения целей
|
Наличие определенных
целей и четких параметров оценки степени достижения целей (предполагает
анализ причин срывов). Методы измерения: оценка экономического результата,
экспертная оценка
|
Исполнение должностных обязанностей
|
Выполнение четко
определенных и регламентированных требований к должности. Оценка соответствия
должности
|
Уровень компетентности
|
Оценка соответствия
разработанным профилям компетенций. По результатам сотрудники зачисляются в
кадровый резерв; определяются их «зоны ближайшего развития»
|
Личностные особенности
|
Оценка личностных
качеств, в том числе для планирования индивидуального развития сотрудников.
Проводится при отборе
|
Табл. 3. Методы
аттестации
Метод
|
Содержание
|
Групповая экспертная оценка
|
Эксперты оценивают
аттестуемого по выделенным критериям по определенной шкале (например,
пятибалльной). Затем по каждому критерию высчитываются суммарный и средний
баллы. Применяется для оценки результатов работы, профессионально важных
качеств
|
Экзамен
|
Аттестуемый отвечает
на ряд вопросов в письменной форме. Применяется для оценки профессиональной
компетентности
|
Моделирование рабочей ситуации
|
Аттестуемому
предлагается принять решение в смоделированной ситуации, типичной для его
рабочего места. Применяется для интегрированной оценки профессиональных
компетенций
|
Квалификационная работа
|
Аттестуемый
самостоятельно разрабатывает пути решения определенной производственной
задачи. Применяется для оценки профессиональной компетентности
|
Собеседование
|
С аттестуемым
проводится беседа эксперта(ов). Применяется для выявления профессиональных
ЗУН
|
Тестирование
|
Аттестуемому
предлагается пройти профессиональный тест. Используется для диагностики
качеств личности, уровня интеллектуального развития и т. д. (как
дополнительный метод подтверждения результатов экспертной оценки)
|
|